Инклюзивное образование
Суть инклюзивного образования – внедрение ребенка с ОВЗ в нормальную среду, чтобы он мог получать не только знания, но и социальный опыт, принимать участие в коллективной внеурочной деятельности, общаться с детьми, не имеющими проблем со здоровьем.
Главная идея инклюзивного обучения – акцент на ценности и уникальности каждого человека, внедрение в сознание детей мысли о том, что любой из них, несмотря на индивидуальные особенности, может учиться, общаться со сверстниками, заниматься творчеством, физической культурой и спортом. Социум открыт для всех, и наличие инвалидности не является значимым препятствием для активной жизни людей с такими проблемами.
Для детей с ОВЗ инклюзивное образование – возможность не отрываться от семьи, находиться рядом со своими близкими, а не в специальном интернате, который может располагаться в десятках и сотнях километров от родного дома. Обучение в обычной школе позволяет им сохранять родственные связи, жить в семье, ощущать постоянную поддержку близких.
Учебное заведение должно создать определенные условия инклюзивного образования, позволяющее успешно решать вопросы физической, психологической и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями.
Документы не выбраны
Нормативно правовые документы, регламентирующие инклюзивное образование обучающихся
Локальные акты организации, регламентирующие инклюзивное образование обучающихся
Контингент организации
Общее количество обучающихся - 598 чел., из них обучающихся с ОВЗ 68 чел. (11,5%), с инвалидностью - 17 чел. (33,2%).
Среди обучающихся с ОВЗ есть обучающиеся:
с нарушением речи – 15 чел.,
с задержкой психического развития – 14 чел.,
с нарушением слуха - 2 чел.,
с нарушением опорно - двигательного аппарата - 4 чел.,
с нарушением интеллекта - 33 чел.
Формы организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ:
- обучающиеся с ОВЗ, имеющие тяжелые речевые нарушения, задержку психического развития, нарушения опорно - двигательного аппарата обучаются инклюзивно в общеобразовательных классах;
- обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучаются в отдельных классах /группах;
- дети – инвалиды, имеющие тяжелые заболевания, обучаются на дому.
Реализуемые основные общеобразовательные программы
Реализуемые дополнительные общеразвивающие программы различной направленности и дополнительные предпрофессиональные программы
Численность обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, получающих образование на дому (только в общеобразовательных организациях – ШКОЛАХ) (за последние 3 учебных года)
Обучающиеся, получающие образование на дому:
- 2020 – 2021 учебный год 9 чел./ 9 обучающихся имеют статус детей с ОВЗ и являются инвалидами.
По итогам учебного года 1 ребенок с НОДА (вариант 6.2.) по состоянию здоровья был переведен с надомного обучения на обучение в инклюзивный класс, 1 обучающийся с нарушением слуха (вариант 2.3.) – переведен с надомного обучения на обучение в инклюзивную группу на частичное инклюзивное обучение.
- 2021 – 2022 учебный год 7 чел./ 7 обучающихся имеют статус детей с ОВЗ и являются инвалидами.
- 2022 – 2023 учебный год 7 чел./ 7 обучающихся имеют статус детей с ОВЗ и являются инвалидами.
Все обучающиеся находятся на домашнем обучении по медицинским показаниям, поэтому численного изменения количества детей не произошло. Все обучающиеся являются инвалидами, их функциональное состояние отягощено различными соматическими заболеваниями, нарушениями поведения, коммуникативной, эмоционально - волевой и аффективной сфер.
Доступность образовательной среды организации для инклюзивного образования
Для обеспечения доступа в здание школы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья крыльцо оборудовано пандусам. На входе в здание размещены тактильные мнемосхемы: движение по кабинетам, информация о школе. У центрального входа в школу для вызова дежурного оборудована кнопка - звонок. Расширены дверные проемы в местах общественного пользования, в классах для маломобильных обучающихся и граждан.
Пространственная организация среды школы включает учебные кабинеты, оснащенные автоматизированными (в том числе интерактивными) рабочими местами, зонами отдыха.
В учреждении имеются все необходимые средства обучения и воспитания (в том числе специальные) для коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Оборудованы кабинеты дефектолога, учителя - логопеда, педагога - психолога, мастерские, кабинет социально - бытовой ориентировки. Все кабинеты оснащены дидактическим материалам и необходимым оборудованием с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В школе оборудована комната психологической разгрузки (сенсорная комната).
Объекты спорта представлены: зал адаптивной физической культуры, спортивные залы для проведения учебных занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеется стадион и футбольное поле с искусственным травяным покрытием.
Библиотека в здании школы имеет рабочие зоны свободного доступа, оборудована читальным залом и книгохранилищем, так же имеется медиатека.
В учреждении функционирует столовая на 150 мест. Питание осуществляется в обеденном зале, оборудованном с учетом особенностей доступности среды. Дети — инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья получают бесплатное питание при подтверждении получателем льготы.
На базе школы имеется лицензированный медицинский кабинет, оснащенный необходимым набором помещений и специализированным оборудованием. Деятельность по данному направлению осуществляет медицинский работник, закрепленный за учреждением на основании договора с Бирилюсской ЦРБ.Служба психолого-педагогического сопровождения как структурный элемент организации, созданный локальным актом организации.
Деятельность психологической службы общеобразовательной организации по созданию благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса организована в соответствии с положением (приказ №31В от 22 марта 2023 года), и ее моделью, направлена на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, снижение рисков их дезадаптации, негативной социализации.
Формами взаимодействия специалистов образовательных организаций, объединяющихся для сопровождения детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации являются:
- психолого- педагогический консилиум (ППк);
- совет профилактики;
- школьная служба медиации (примирения).
В соответствии с компонентами процесса сопровождения в учреждении определены формы и содержание работы специалистов сопровождения:
- психологическая поддержка и сопровождение обучающихся в проблемных и трудных жизненных ситуациях;
- диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся, построении индивидуальной траектории образования обучающихся;
- создание условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессии;
- психологическая поддержка в создании условий для духовно - нравственного воспитания обучающихся;
- психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей;
- проведение мероприятий по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, асоциального, виктимного, суицидального и т.п.);
- профилактика насилия и защита детей от информации, наносящей вред их психическому здоровью и нравственному развитию;
- содействие развитию межкультурной компетенции и толерантности;
- психолого - педагогическое сопровождение процессов коррекционно - развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
Документы не выбраны
Психолого - педагогический консилиум организации
С 2015 года в школе создан постоянно действующий психолого - педагогический консилиум, состоящий из специалистов, объединенных общими целями, реализующими психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ (в соответствии с индивидуальной образовательной программой) и всех субъектов инклюзивной образовательной среды. (Приказ от 18.08.2023г. № 68в), Положение о работе психолого-педагогического консилиума МБОУ «Новобирилюсская СОШ» Приказ № 48-Б от 11.08.22г.
Целью работы консилиума является: выявление обучающихся, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы, в развитии и социальной адаптации, имеющих отклонения в поведении, и своевременное направление их на ПМПК (в ситуации изменения образовательного маршрута или получения иной формы образования), а также комплексного психолого - педагогического сопровождения обучающихся, в том числе в соответствии с рекомендациями ПМПК.
В состав психолого - педагогического консилиума входят:
- председатель ППк - заместитель руководителя организации;
- педагоги - психологи;
- дефектологи;
- социальный педагог;
- учителя - логопеды,
- педагоги, работающие в классе.
Существующая практика инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в организации
Описание мероприятий, которые были организованы для формирования инклюзивной культуры (инклюзивных ценностей) за последние 3 года
Для социокультурной интеграции и формирования инклюзивной культуры в школе реализуются проекты:
2021 г. - «Радуга на крыльях», «Подари добро»
2022 г. - «Мы вместе», «Оранжевый колобок»
2023 г. - «Подари праздник», «Мечты сбываются»
Ежегодные проекты: «ШИК (школа интересных каникул)», «Таланты без границ», «Дом, в котором мы живем!», «Я смогу».
В соответствии с планом работы по инклюзивному образованию в течение года проводим воспитательные мероприятия, медийные и социально - образовательные акции («Уроки толерантности», «Ярмарка профессий», «День доброты»).
Ежегодно участвуем во всероссийской Декаде инвалидов. В рамках проектной деятельности развиваем волонтерское движение «Добровольчество».
Проводим семинары и круглые столы по обобщению опыта взаимодействия с людьми, имеющими особенности в развитии:
- семинар - практикум «Психолого - педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ»
- семинар - практикум для педагогов - психологов, классных руководителей, работающих с детьми с ОВЗ, в рамках работы РМО. «Организация психолого - педагогического сопровождения и индивидуальная работа с детьми с ОВЗ».
- семинар - практикум для логопедов, работающих с детьми с ОВЗ, в рамках работы РМО. «Выявление и коррекция речевых нарушений у учащихся начальных классов».
Развивается сотрудничество с центром психолого – медико – социального сопровождения, учреждениями дополнительного образования, общественными организациями.
Расширяется пространство, в котором дети могут проявлять свою активность.
Увеличивается число родителей, включенных в учебно – воспитательный процесс.
Информация о деятельности школы размещается на сайте школы, в газете «Школьный меридиан», в районной газете «Новый путь», в социальной сети «ВКонтакте» https://m.vk.com/public217116313?from=postРезультаты реализациии инклюзивной практики
Об эффективности реализации инклюзивной практики свидетельствуют следующие факты:
- ученики, родители, педагоги ежегодно реализовывают проекты разной тематической направленности;
- учащиеся с ОВЗ принимают активное участие в мероприятиях, спортивных соревнованиях и профессиональных конкурсах;
- в школе сформировано толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья за счет осуществления совместной деятельности;
- отмечается положительная динамика в повышении уровня компетенции родителей;
- расширяются возможности профессионального развития педагога.